Как правильно рекламировать свой автосервис
Главное богатство любого сервиса - это клиенты и их доверие. Но чтобы клиент приехал на ваш сервис, остался вашим надолго, а еще лучше, навсегда - придется сильно потрудиться. Успешность привлечения и удержания клиентов состоит из многих компонентов. Игнорирование хотя бы одного из них снижает многократно общую эффективность борьбы за клиента. Реклама автосервиса в средствах массовой информации является одним из таких компонентов.
Всех клиентов автосервиса можно разделить на три категории:
1. Постоянные клиенты -те, на которых держится клиентская база, те, кто рассказывает о вашем сервисе другим в восторженных тонах, те, кого вам необходимо холить и лелеять.
2. Клиенты, обратившиеся к вам в первый раз по рекомендации или по рекламному объявлению; их доверие надо завоевывать и подтверждать лестные рекомендации.
3. Клиенты, оказавшиеся у вас случайно. Возможно, они тоже пополнят вашу постоянную клиентскую базу.
Считается (по крайней мере, так пишут в умных статьях и книгах), что рекламы, как и клиентов, много не бывает. Руководитель или собственник должны постоянно продвигать свой сервис. При этом перечисляют различные виды, начиная с "сарафанного радио" (останавливаясь на нем хоть и восторженно, но вскользь), и заканчивая рекламой во внешних источниках - как правило, в средствах массовой информации. Позволю себе согласиться с ними только частично.
Не скажу, что вопросов о рекламе задают много. Эти вопросы, поступающие ко мне, среди всех консультаций, сильно уступают вопросам по налогам, управлению сервисом,кадрам и даже охране труда и пожарной безопасности. Но вот обращений с просьбой разместить рекламу автосервиса в журнале поступает достаточно много. Очевидно, большинство владельцев или руководителей сервиса либо считают, что разместить рекламу где-либо, без анализа, уже достаточно, либо не уделяют этому вопросу должного внимания. В цикле статей на эту тему я постараюсь рассказать те основы рекламы, которые необходимы руководителю, и рассмотреть типовые ошибки, допускаемые при проведении рекламной компании.
Описывать основы рекламы я не буду - на эту тему написано достаточно статей и книг. Очевидно, что директору, решившему заняться этим вопросом глубоко и серьезно, стоит запастись литературой или обратиться к соответствующему специалисту. Правда, и здесь есть сложность. Лично я встречал, к сожалению, очень и очень немногих, кто хорошо понимает автосервисную специфику. Причем это касается как предоставления услуг самой станцией,так и продаж автосервисам запасных частей, материалов, услуг.
Сразу оговорюсь: рассказывая о рекламе, я буду говорить не о вывеске над автосервисом или о придорожном указателе о нахождении сервиса. Разговор пойдет о рекламе в различного рода газетах, журналах, радио или на биг-бордах, т.е. о той рекламе, которая является затратной для любой организации.
Итак. Количество клиентов на вашем сервисе оставляет желать лучшего? Для привлечения клиентов Вы решили прорекламировать свой сервис? Благое дело. Но... Вы, возможно, уже допустили первую ошибку. Отсутствие клиентов еще не повод сразу тратить деньги на рекламу. Рассмотрим несколько ситуаций.
Вновь открывшийся автосервис
Если Вы только открыли автосервис, то проанализируйте несколько факторов:
- виды выполняемых работ;
- местоположение станции;
- квалификация персонала и климат в коллективе;
- финансовые возможности.
Например, если сервис находится в оживленном месте, хорошо просматривается и выполняет услуги по шиномонтажу и замене масла и других расходни-ков, то тратиться на рекламу вообще не стоит - достаточно яркой вывески. Если коллектив еще не сложился (высокая вероятность текучки), непонятна его квалификация, то привлечение большого числа клиентов, которых Вы не удовлетворите, принесет больше вреда, чем пользы. А деньги и время Вам уже никто не вернет. Не стоит сразу начинать рекламную компанию, если новый сервис открылся на месте старого. Здесь Вам предстоит выяснить «плюсы» и «минусы» предыдущего сервиса, причем, желательно не столько со слов арендодателя или окружающих, сколько со слов клиента. В моей практике был случай, когда негативное отношение клиентов к предыдущему сервису заставило новых арендаторов съехать. В этом случае не помогли ни высокая квалификация персонала, ни рекламная компания.
Автосервис, имеющий историю
Когда у руководителя появляется желание рекламироваться? Как правило, в двух случаях:
- предоставляется новая услуга, которая будет интересна не только старым, но и новым клиентам;
- отсутствие клиентов на сервисе.
Обычно именно введение новой услуги преследует цель более полного удовлетворения существующих клиентов и привлечение новых. Но, давайте, сначала посчитаем, а способен ли наш сервис пропустить через себя резко увеличившееся число клиентов (здесь и далее я условно считаю, что реклама увеличивает поток клиентов), или достаточно того, что старые, воспользовавшись этой услугой, увеличат прибыльность сервиса и загрузят новый участок работ.
Например. У Вас есть полностью загруженные участки по ремонту ходовой (Ваши постоянные клиенты) и участок диагностики двигателя и топливной (Ваши клиенты, клиенты других небольших сервисов и случайные посетители). Вы вводите новую услугу - развал-схождение. Понятно, что на начальном этапе данный пост в рекламе нуждаться не будет, так как будет обеспечен работой за счет всех этих автомобилей. Более того, и остальные посты подгрузятся за счет других сервисов.
Случай с отсутствием клиентов более сложный. Здесь надо проанализировать ряд факторов.
Сезонность. Если отсутствие вызвано новогодними праздниками (а это приблизительно с 15 декабря по 1 февраля, в зависимости от уровня сервиса, специализации и т.д.), майскими праздниками (приблизительно с 25 апреля по 15 мая, в зависимости от Пасхи и поминальных дней) или сезоном отпусков (приблизительно с 20 июля по 10 сентября), то расстраиваться не стоит. Наоборот, используйте это время для повышения квалификации (своей и сотрудников), расширения предоставляемых
услуг, закупки оборудования, наведения порядка или ремонта сервиса.
Здесь мы имеем дело также и с отложенными ремонтами. То есть с теми работами, которые автовладельцы перенесли на более поздние сроки (например, замена амортизаторов с зимы на весну).
Исходя из вышеизложенного, становится понятно, что давать рекламу в "мертвый сезон" - гиблое дело. Отклик если и будет, то минимальный. А вот реклама, размещенная в канун, либо во время сезона наиболее эффективна. Именно в этот момент клиенты ищут, где обслужить своего железного коня.
Квалификация персонала. Самая больная тема для руководителя. Она рассматривается в рубрике "Менеджмент" журнала "Авто-Мастер" и на семинарах, проводимых Объединением специалистов автосервиса и тюнинга. Понятно, что без наведения порядка с кадрами (обучения, привлечения специалистов или их переманивания) смысла тратить деньги на рекламу нет.
Специализация станции. Для понимания этого пункта рассмотрим пример. Вы специализируетесь на обслуживании недорогих автомобилей отечественного производства. Финансовая ситуация в стране ухудшилась - денег у клиентов нет, бензин дорожает. Клиент, что бы сэкономить, часть работ выполняет самостоятельно. В приведенном случае это касается не только замены масла или тормозных колодок, но и более сложных ремонтов по ходовой или двигателю. Добавьте к этому увеличенный межсервисный интервал замены расходников. Таким образом, направленность сервиса на данный парк автомобилей привела к снижению численности посетителей. И если не из-
менить специализацию, эффект от рекламы если и будет, то минимальный, не оправдывающий затрат.
Вы проанализировали свою ситуацию и приняли решение рекламироваться. Давайте подумаем, где это делать. Начнем с типичной ситуации не только для автосервиса, но и для компаний, продающих запасные части, оборудование и т.д.
В редакции раздается звонок читателя: "Я давно с интересом читаю ваш журнал. Теперь хочу разместить у вас рекламу своей станции!". Казалось бы чего проще. Если я читаю это издание, оно мне нравится, значит и другие читают и увидят мое объявление. В этом и есть главная ошибка. Если журнал или газета нравятся Вам, это еще не гарантирует, что его читают Ваши потенциальные клиенты.
В приведенном Выше примере читатель хотел разместить в "Авто-Мастере" рекламу, направленную на привлечение клиентов в свой универсальный автосервис, специализирующийся на обслуживании автомобилей. При этом не было учтено, что аудитория журнала - подобные ему сервисы, а не автолюбители или корпоративные клиенты.
Другой пример. Размещение рекламы в автомобильном журнале или журнале "Купи-продай автомобиль". Здесь несколько сложнее. Основная аудитория такого издания - люди, ищущие новый автомобиль. Естественно, их сегодня интересует далеко не ремонт или обслуживание. Оставшаяся часть читателей такого издания, конечно, обратит внимание на Ваше объявление, но вот вопрос - окупятся ли вложения в рекламу.
Здесь надо сделать небольшое отступление и рассказать об очень важном параметре оценки стоимости вложений в рекламу. Я называю его "стоимость звонка". Поясню на примере. Стоимость рекламного объявления в издании X - 100 рублей. По объявлению нам позвонили 2 человека. Таким образом, стоимость их звонка для Вас - 50 рублей. В издании Y стоимость объявления 200 рублей и по объявлению позвонили 10 человек. В этом случае стоимость звонка 20 рублей.
Очень часто тот, кто дает рекламу, выбирает издание либо с малой стоимостью рекламного объявления, либо с очень большой. В обоих случаях имеем либо неправильное определение читательской аудитории как потенциальных клиентов (это чаще всего), либо выбор издания по принципу "мне нравится".
Поэтому, прежде чем решиться давать рекламу, необходимоточно понять - кого мы хотим привлечь и что они читают или хотя бы просматривают. Согласитесь, что клиент, имеющий двух-трехлетний Мерседес, скорее всего, не обратит внимание на листок плохой бумаги с рекламными объявлениями различного характера, брошенный в почтовый ящик.
И наоборот, владелец недорогого автомобиля скорее возьмет издание, распространяемое бесплатно через АЗС, почтовые ящики или прочтет газету, которую раздают на перекрестках.
Прежде чем заниматься рекламой (не только в СМИ, но вообще), надо четко осознавать: то, что подходит крупным компаниям, например, торгующим автозапчастями, часто не подходит автосервису - автосервис продает услуги. А в продаже услуг главное - сформировать доверие к себе. Поэтому в идеале надо рекламировать качество предоставляемых услуг А вот это сделать чрезвычайно сложно. И готового универсального решения у меня нет. Обычно сервисы ставят задачу попроще - заставить клиента приехать.
Умные книжки советуют находить "уникальное торговое предложение". Для большинства руководителей универсальных сервисов это неподъемная задача. Если Вы нашли "уникальное торговое предложение" в своем автосервисе - честь Вам и хвала, возможно, стоит поменять квалификацию и пойти в рекламную деятельность. Другое дело, если Ваш сервис имеет узкую специализацию - например, ремонт топливной аппаратуры дизельных двигателей. Узкая специализация позволяет не только иметь высокую квалификацию персонала, но и "уникальное торговое предложение".
Таким "уникальным торговым предложением" может стать, конечно, и цена. Но подумайте, не сыграет ли такая реклама с Вами злую шутку. В зимний мертвый сезон одна крупная киевская станция разместила на радио предложение по покраске автомобиля модными материалами за довольно низкую цену. Не знаю, сколько клиентов им удалось привлечь, но разговоры о том, что у компании есть проблемы, пошли и среди клиентов, и среди коллег-конкурентов, и среди поставщиков. Хочется надеяться, что их реклама дала хоть какой-то эффект, хотя и сомневаюсь.
Таким образом, прежде чем заняться рекламой, причем любой, а не только в СМИ, руководитель должен четко представлять, насколько это ему необходимо, к каким последствиям приведет увеличение числа клиентов, для каких категорий клиентов она будет предназначена, где размещать рекламу, как она должна выглядеть, в какие сроки ее проводить.
Некоторые из этих вопросов мы уже рассмотрели, остальные будем рассматривать в следующих публикациях.
Продолжение следует...
Андрей Обманщиков
Авто-Мастер
Часть 2
Как правильно рекламировать свой автосервис
Общение с клиентом в автосервисе
Менеджер автосервиса
Автосервис - ремесло или бизнес? ч.1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Ремень или цепь ГРМ (сравнение)
Приводные ремни автомобиля
Автомобильные подшипники
ШРУСы (описание, особенности)
Двигатели с изменяемой степенью сжатия
Моторы непосредственного впрыска
Высверливание сломанного сверла
CO и тепловые зазоры
Неработающая турбина, Р1235
Хитрости наддува и их отображение
Программное удаление сажевого фильтра
Не подаётся топливо из-за реле
Троит и глохнет из-за датчика коленвала
Ошибки датчика коленвала
Проблемы топливной системы из-за перепутанного провода