Снятие распределительных валов (HR15DE и HR16DE)
1. Крышки распределительных валов (№2 - 5). 2. Крышка распределительных валов (№1). 3. Звездочка выпускного распределительного вала. 4. Электромагнитный клапан фазовращателя выпускного распредвала. 5. Уплотнительное кольцо. 6. Звездочка впускного распределительного тала. 7. Заглушка со стороны выпуска. 8. Шайба со стороны выпуска. 9. Масляный фильтр (электромагнитного клапана фазовращателя выпускного распредвала). 10. Головка блока цилиндров. 11. Масляный фильтр (электромагнитного клапана фазовращателя впускного распредвала). 12. Шайба со стороны впуска. 13. Заглушка об стороны впуска. 14. Уплотнительное кольцо 15. Электромагнитный клапан фазовращателя впускного распредвала. 16. Кронштейн 17. Толкатели клапанов. 18. Впускной распределительный вал. 19. Выпускной распределительный вал.
Направление вращения, упоминаемое далее по тексту, наблюдается с передней части двигателя
Снятие
1. Поддержать нижнюю поверхность двигателя трансмиссионным домкратом, а затем снять монтажный кронштейн двигателя и правый упругий элемент крепления.
2. Снять крышку головки блока цилиндров (крышку коромысел).
3. Снять датчик положения распределительного вала с задней части головки блока цилиндров.
Соблюдать осторожность, не допускать ударов по датчику положения распределительного вала.
4. Установить поршень первого цилиндра в положение верхней мертвой
точки хода сжатия следующим образом:
• Провернуть шкив коленчатого вала (2) по часовой стрелке до совмещения метки ВМТ (без цветной метки) (А) с указателем (1) на передней крышке. Белая цветная метка (В) не используется для обслуживания двигателя.
• Убедиться в том, что установочные метки каждой звездочки распредвала установлены, как показано на рисунке.
1. Приводная цепь. 2. Звездочка выпускного распределительного вала. 3. Звездочка впускного распределительного вала. А. Установочная метка (боковая канавка). В. Установочная метка (штамп). С. Установочная метка (боковая канавка)
Если метки не находятся в указанном положении, провернуть шкив коленчатого вала на еще один оборот для установки меток в необходимое положение.
5. Снять шкив коленчатого вала следующим образом:
• Зафиксировать шкив коленчатого вала (1), используя подходящее приспособление (А).
• Ослабить болты шкива коленчатого вала.
Не извлекать болты шкива коленчатого вала , поскольку они используются в качестве установочных точек съемника шкива.
• Установить съемник шкива (KV11103000) (А) напротив резьбовых отверстий под болты Мб (В) на шкиве, а затем снять шкив коленчатого вала.
6. При желании снять переднюю крышку двигателя следующим образом:
• Отвернуть болты в порядке обратном указанному на рисунке.
• Разрезать герметик в точках, указанных на рисунке стрелкой, а затем снять переднюю крышку двигателя.
При желании переднюю крышку двигателя можно не снимать.
7. Зафиксировать плунжер натяжителя цепи в положении полного сжатия, как описано ниже, чтобы снять натяжение с приводной цепи:
• Полностью сжать рычаг (В) натяжителя (2), после чего вжать плунжер (С) через отверстие и вставить стопорный штифт (А) в отверстие корпуса, зафиксировав рычаг в нижнем положении.
С. Передняя крышка двигателя снята.
Язычок отпускается полным нажатием рычага, в результате чего плунжер может снова перемещаться. На рисунке в качестве примера показано использование для фиксации шестигранника 2.5 мм.
Стопорный штифт должен иметь изгиб, предотвращающий случайное падение штифта под переднюю крышку двигателя.
• Провернуть шкив коленчатого вала (2) против часовой стрелки, зафиксировав выпускной распределительный вал (1) за шестигранную часть (А) гаечным ключом. Натянув таким образом приводную цепь, вжать плунжер внутрь натяжителя.
• Извлечь стопорный штифт (А) из натяжителя (2). Потянув рычаг (В), совместить отверстие в нем с отверстием в корпусе. Когда отверстие рычага (С) совпадает с отверстием в корпусе, плунжер (1) фиксируется. Если выступающие части храповика плунжера и язычка находятся друг напротив друга, отверстия не совпадают. В этот момент необходимо правильно зацепить их и совместить отверстия слегка переместив плунжер.
D. Передняя крышка двигателя снята.
• Вставить стопорный штифт в отверстие корпуса через отверстие рычага, после чего зафиксировать рычаг в верхнем положении.
8. Снять приводную цепь со звездочек распределительных валов.
9. Снять звездочку выпускного распределительного вала (1).
• Удерживая распределительный вал за шестигранную часть (А), зафиксировать его.
• Не проворачивать коленчатый или распределительный вал отдельно друг от друга во избежание повреждения поршня клапанами в дальнейшем.
В случае, если передняя крышка установлена на двигатель, приводная цепь не отсоединяется от звездочки коленчатого вала и не спадает в переднюю крышку. В связи с этим в использовании приспособления для удерживания приводной цепи нет необходимости.
10. Провернуть звездочку впускного распределительного вала до упора вперед.
Установка и удаление звездочки впускного распределительного вала должны производиться в положении крайнего возможного упора по следующим причинам: Звездочка (С) и лопасти (муфты распределительного вала) (В) разработаны таким образом, чтобы вращаться и перемещаться в пределах диапазона определенного угла. При остановленном двигателе и максимально уменьшенном угле поворота лопасти, вращение не будет происходить в связи с тем, что лопасти заблокированы со стороны звездочки внутренним штифтом (А). Если в такой ситуации болты крепления звездочки распределительного вала будут вращаться, может быть поврежден стопорный штифт, что станет причиной сбоев в связи с увеличением горизонтальной нагрузки (усилия среза) на стопорном штифте.
• Отвернуть болты крепления в несколько подходов и снять держатель распределительных валов (шеек №1) (1).
• Подать сжатый воздух (под давлением 300 кПа (3,1 кг/см2) или более) в смазочное отверстие (А) коренной опоры №1 (на втором углублении от передней упорной шайбы (В)) впускного распределительного вала (1), как показано на рисунке.
Примечание
Следующий шаг выполняется при постоянной подаче сжатого воздуха.
• Подсоединить резиновый наконечник (В) суженный к вершине воздушного пистолета (А) для предотвращения утечек воздуха из смазочного отверстия. Подать сжатый воздух.
• Со стороны канавки имеются другие смазочные отверстия. Подавать воздух только в описанное выше смазочное отверстие.
• Убедиться в том, что масляная канавка не повреждена кончиком воздушного пистолета.
• Перед подачей воздуха удалить всё масло с наконечника воздушного пистолета для предотвращения разбрызгивания масла в последующем. Необходимо также применять средства защиты глаз (очки).
Подача сжатого воздуха используется для перемещения стопорного штифта в положение разблокировки.
• Удерживая звездочку впускного распределительного вала руками, применить усилие по или против часовой стрелки по выбору, после чего вращать звездочку впускного распределительного вала против часовой стрелки (направление вращения, показанное на рисунке стрелкой).
• Если стопорный штифт не удается разблокировать вручную, слегка постучать по звездочке впускного распределительного вала пластиковым молотком (А).
• Если звездочка впускного распределительного вала не вращается против часовой стрелки даже после выполнения описанных выше процедур, проверить давление воздуха положение смазочного отверстия.-
• Выполняя описанные выше операции, как только раздастся щелчок изнутри звездочки впускного распределительного вала (звук разблокировки внутреннего стопорного штифта), начать вращать звездочку против часовой стрелки до упора.
A. Канавка стопорного штифта. B. Отверстие стопорной шпильки. C. Крайнее минимальное положение угла (стопорный штифт заблокирован), D. Крайнее максимальное положение угла.
• Подать сжатый воздух. Если нет никакого щелчка, стопорная шпилька разблокирована, как только сторона лопастей (сторона распределительного вала) начинает вращаться независимо от звездочки.
• Убедиться в том, что муфта находится в крайнем максимальном положении угла по тому, совпадает ли канавка стопорного штифта (А) с отверстием стопорного штифта (В) как показано на рисунке.
• Завершить подачу сжатого воздуха и расфиксировать впускной распределительный вал.
• Вставить стопорный штифт (А) в соответствующее отверстие в звездочке впускного распределительного вала и зафиксировать звездочку в положении крайнего максимального положения.
Не допускать усилия на стопорную шпильку (сопротивление пружины и т.п.). Поскольку шпилька (А) при этом не зафиксирована и может легко выпасть, необходимо применить изоленту или скотч (В) для её фиксации.
В качестве стопорной шпильки можно использовать, к примеру, шестигранник 2,5 мм с длиной вставляемой части приблизительно 15 мм.
11. Снять звездочку впускного распределительного вала:
• Удерживая шестигранную часть впускного распределительного вала (А) гаечным ключом, ослабить болты крепления звездочки (2) впускного распределительного вала.
1. Впускной распределительный вал. 2. Звездочка впускного распределительного вала.
Следить за тем, чтобы не выронить стопорный штифт.
Приклеить стопорный штифт (В) изолентой (С), чтобы он не выпал.
Соблюдать осторожность, чтобы не уронить звездочку распредвала с фазовращателем. Не разбирать фазовращатель (не отворачивать три болта крепления (А)).
Внутренняя стопорная шпилька может быть повреждена, поэтому затягивать болты крепления необходимо минимальным моментом затяжки.
12. Отвернуть болты в несколько подходов в порядке, указанном на фото и снять крышки распределительных валов (шейки №2 - 5).
Порядок выворачивания болтов крепления крышек подшипников распределительных валов
А - Сторона выпуска. В - Сторона впуска.
Стрелка указывает переднюю часть двигателя.
Крышка №1 распределительных валов к этому моменту должна быть уже снята.
13. Снять выпускной распределительный вал.
14. Снять впускной распределительный вал.
15. Отметить положения толкателей и извлечь их, расположив по порядку без перемешивания
16. Снять электромагнитный клапан управления открытием впускных клапанов (1).
17. Снять генератор с кронштейном, извлечь заглушку (2), а затем извлечь масляный фильтр.
18. Снять электромагнитный клапан управления открытием выпускных клапанов.
19. Извлечь заглушку со стороны выпуска и извлечь масляный фильтр.
Проверка распредвалов, Установка распредвалов
Сервисные данные двигателя
Зазоры в клапанах
Компрессия в цилиндрах
Замена подушек двигателя
Снятие и установка двигателя
Установка двигателя на стенд
Замена приводного ремня
Замена цепи ГРМ
Снятие распределительных валов
Проверка распредвалов
Установка распредвалов
Замена прокладки крышки ГБЦ
Снятие ГБЦ, замена прокладки
Замена сальников коленвала
Разборка, ремонт и сборка ГБЦ
Разборка блока цилиндров и ШПГ
Проверка блока цилиндров ШПГ
Сборка блока цилиндров и ШПГ
Подбор поршней и вкладышей
Снятие масляного поддона
Система смазки двигателя
Проверка давления масла
Замена моторного масла и фильтра
Замена масляного насоса
Замена масляного радиатора
Система охлаждения
Замена охлаждающей жидкости
Замена радиатора
Замена вентилятора радиатора
Проверка пробки радиатора
Замена расширительного бачка
Промывка системы охлаждения
Замена водяного насоса
Замена термостата
Замена водораспределителя
Система питания
Проверка или сброс давления в топливной системе
Топливная рампа и форсунки
Замена топливного насоса, сетчатого фильтра, топливного датчика
Топливный бак
Адсорбер и клапан продувки
Замена воздушного фильтра
Система управления двигателем
Осторожность при ремонте ЭСУД
Сервисное восстановление
Замена охладителя воздуха наддува
Впускной коллектор
Выпускной коллестор
Выхлопная система (устройство)
Замена глушителей, приёмной трубы
Снятие термоэкранов
Инструменты и приспособления
При снятии звездочки впускного распределительного вала если произошло выпадение стопорного штифта и стопорная шпилька сместилась, необходимо выполнить следующее:
• Установить впускной распределительный вал и затянуть болты крепления для предотвращения утечек сжатого воздуха.
* Подать сжатый воздух, чтобы разблокировать стопорную шпильку, и провернуть муфту в крайнее максимальное положение.
• Вставить стопорный штифт.
• Снять звездочку с впускного распределительного вала.