РЕМОНТ СВОИМИ РУКАМИ

Странное СО и тепловые зазоры


День проходил, как обычно, и ничто не предвещало непонятной неисправности. Позвонил будущий клиент и записался на диагностику по завышенному СО, так как не смог пройти техосмотр. Человек пригнал машину к назначенному времени. И я начал диагностику.

Подключил РР2000 и газоанализатор. Ошибок в системе нет. СО на холостых 1,2%, СН 450. Держу 2000об - СО 0,9%, СН 400. Собираюсь уже сказать клиенту, что у него все неплохо, и можно ехать проходить еще раз. Мало ли, какой глюк произошел с машиной при прошлом замере. Сбрасываю обороты и вижу, что СО поползло вверх до 4% и в течение одной-двух минут вернулось к допустимому значению (0,8%).

Клиент все это время внимательно наблюдал за показаниями газоанализатора. Увидев это увеличение СО при сбросе газа, он сообщил, что и на техосмотре его не пропустили именно из-за этого.

Еще раз внимательно смотрю данные по диагностике, которые показывает сканер. И... ничего очевидного, из-за чего так ведет себя система управления, не обнаруживаю. Показания температурных датчиков корректны. Датчик кислорода меняет показания от 300 до 700 мВ. Время впрыска - 4 мс на холостом и вполне адекватно ведет себя при перегазовках. Но когда сбрасываешь газ, секунд тридцать это время составляет 5 мс. Датчик кислорода в этот момент показывает богатую смесь. Что еще не нравится клиенту? Присутствует легкая неравномерность в работе двигателя. И зажигание по показаниям сканера скачет от 0 до 26°. Клиента волнует эта неравномерность и расход топлива по городу. Меня же на тот момент слегка смутило завышенное (420 мбар) на холостом ходу давление во впускном коллекторе. Это могло быть объяснено как незначительным подсосом, так и общей изношенностью двигателя.

Объясняю человеку ситуацию, что с ходу с этой проблемой разобраться не могу, и предлагаю оставить машину для более углубленной диагностики. Машина остается у меня.

В первую очередь проверил на подсосы, заглушив все и вся. Результат отрицательный. Проверил датчик давления во впускном коллекторе. Показания датчика совпадали с показаниями вакуумметра. Проверка давления в топливной системе не выявила отклонений от нормы. Снял форсунки. Обнаружил три (из четырех) дефектных резиновых колечка. Думаю, вот он - дефект. На всякий случай проверил форсунки на стенде. Их производительность мне сразу показалась заниженной (в районе 100 см3/мин при 3-х бар). Но, открыв документацию по их параметрам, понял, что это их нормальная производительность. Меняю резиновые уплотнения на форсунках. По согласованию с клиентом, ставлю новые свечи зажигания. Старые имели довольно изношенный вид, и хозяин машины затруднился вспомнить, когда они менялись последний раз. Запускаю двигатель, прогреваю и вижу, что все осталось на прежнем уровне. Осциллографом проверил фазы.


рис 2.


рис. 3

С фазами все в порядке. Осциллограмма открытия клапанов не имела ни дефектов фаз, ни дефектов регулировок. Косвенно это подтверждало нормальное содержание СН в выхлопе. Её (осциллограмму) тогда даже не сохранял, так как на ней все выглядело весьма корректно. Немного смутила осциллограмма датчика кислорода. Слишком уж быстро менялись показания от 300 до 700 мВ. Но с этим я встречался раньше на других машинах и знаю, что это не дефект, а скорее особенность определенных датчиков. Но, на всякий случай, поставил для проверки новый датчик. Сие действие также не принесло никаких результатов в изменении выхлопа. Разве что осциллограмма стала рисоваться классически. Вернул назад родной.

Потратив время на диагностику, вынужден был констатировать факт - я не знаю, что происходит с машиной.


рис. 4

Почему при сбросе газа ЭБУ увеличивает время впрыска и медленно срабатывает лямбда-регулирование? Стали закрадываться в голову мысли о дефекте прошивки в блоке управления. Такого, правда, еще в моей 6-летней практике не было. Но мало ли? Позвонил клиенту и отдал ему машину на выходные.

Немного лирики. Не знаю, как работают другие мои коллеги. Но так уж сложилось у меня, что если что-то не получается с конкретной машиной, то она, хочется мне или нет, отодвигается в очереди за менее сложные диагностики и поломки. Что дает время немного от нее отдохнуть, и, возможно, под другим углом оценить ситуацию. С клиентом договорился, что его машину смогу принять только в среду, когда немного разгребу более простые работы.

Итак, среда, машина передо мной. Что еще не проверял? Компрессию? Вроде смысла нет. СН в норме. Решил проверить зазоры в клапанном механизме. Благо, проверка времени много не занимает и выполняется очень быстро. Снял клапанную крышку и быстро проверил сначала на ощупь. Нигде ничего поджато не оказалось. Но проверка щупом выявила везде равномерное занижение этих зазоров. На впуске 0,1 мм, на выпуске 0,2 мм. Согласно документации на этот двигатель, должно было быть 0,2 и 0,4 мм соответственно. Интуитивно начинаю понимать, что вот оно! Вот откуда это повышенное давление во впускном коллекторе. Быстренько провожу регулировку. Регулируется винтом на коромысле с контргайкой. Ставлю клапанную крышку на место. Завожу двигатель, и сразу вижу, что результат есть. В первую очередь пропала та самая легкая неравномерность в работе. Давление во впускном снизилось до 280 - 300 мбар (рис. 2). Время впрыска уменьшилось до 3,1 мс (рис. 3) и перестало увеличиваться со сбросом газа. Коррекция УОЗ стала в пределах 5-12° (рис. 4). Газоанализатор продемонстрировал на холостом ходу СО - 0,35%, СН - 320. На 2000 -0,8% и 350 соответственно. И никакого повышения после сброса газа, на холостом ходу наблюдается возврат к показаниям.

Вот так и получается, что плановое ТО у большинства сводится к замене масла, а тепловые зазоры начинают смотреть только, когда машина «стреляет» в коллекторы или прогорает клапан.

А.Яниславский, "Автомастер"










Особенности мошенничества в автосервисе - часть1
Часть 2
Как правильно рекламировать свой автосервис
Общение с клиентом в автосервисе
Менеджер автосервиса
Автосервис - ремесло или бизнес? ч.1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Ремень или цепь ГРМ (сравнение)
Приводные ремни автомобиля
Автомобильные подшипники
ШРУСы (описание, особенности)
Двигатели с изменяемой степенью сжатия
Моторы непосредственного впрыска
Высверливание сломанного сверла
CO и тепловые зазоры
Неработающая турбина, Р1235
Хитрости наддува и их отображение
Программное удаление сажевого фильтра
Не подаётся топливо из-за реле
Троит и глохнет из-за датчика коленвала
Ошибки датчика коленвала
Проблемы топливной системы из-за перепутанного провода